Имя Роберта Де Ниро глубоко почитаемо ценителями кино во всех частях света. Оскароносный голливудский актер подарил зрителям целую галерею ярких, харизматичных героев. Большой интерес у почитателей таланта этого артиста вызывает все, что касается его творческой, личной и общественно-политической жизни.
Творческая жизнь
Дебют длиной… в десятилетие
Успех киноактера чрезвычайно зависит от того, в чьих картинах ему суждено сниматься. Де Ниро крупно везло на режиссеров. С самого начала своей карьеры в 1963 г. двадцатилетний дебютант попал к молодому Брайану Де Пальма – отнюдь не самому худшему постановщику Голливуда. У него Роберт исполнил небольшие роли в трех комедиях: «Свадебная вечеринка», «Приветствия», «Привет, мамаша!», но картины не стали заметным явлением в американском кинематографе.
В перерывах между этими съемками он мелькнул у мэтра французского кино Марселя Карне, который снимал в Нью-Йорке фильм «Три комнаты на Манхэттене» по новелле Жоржа Сименона. Однако имя Роберта Де Ниро даже не попало в титры…
Удрученный актер прекрасно понимал: уже почти десять лет он ходит в дебютантах, а двери в большой кинематограф перед ним по-прежнему закрыты. Тогда он попытался утвердить себя на сцене. Одни театральные подмостки сменялись другими, но успех так и не приходил…
Первый «Оскар»
Творческая жизнь Де Ниро круто изменилась в 1972 г. Судьба свела его с Мартином Скорсезе, тогда тоже еще молодым кинематографистом. Любопытная деталь: оба выросли в соседних дворах, оба обожали кино, но не знали друг друга. Это знакомство оказалось счастливым для них. Режиссер прославил актера талантливыми постановками своих фильмов, а актер прославил режиссера блистательным участием в них. Первая же роль Роберта Де Ниро, создавшего образ мелкого гангстера Джонни в картине «Злые улицы» (1973), принесла ему признание зрителей и кинематографистов.
На молодого артиста, столь виртуозно владеющего актерским мастерством, обратил внимание Фрэнсис Коппола. Он стал всемирно известным благодаря своему киношедевру «Крестный отец» (1972) с оскароносным Марлоном Брандо в главной роли. Режиссер сделал Роберту головокружительное предложение, от которого он не мог отказаться: сыграть нью-йоркского мафиози родом из Сицилии Вито Корлеоне в молодости.
Эта роль в «Крестном отце-2» (1975) принесла талантливому актеру первого «Оскара». Редчайший случай: за один и тот же образ высшей кинонаграды были удостоены два исполнителя! Фото Роберта Де Ниро заполонили газетные полосы и обложки журналов.
После столь успешного выступления в картине Копполы артист возвратился к Скорсезе. И снова его ждала большая удача: роль в фильме «Таксист» (1976). Тревис Бикль вернулся с войны во Вьетнаме и объявил бой преступному миру. Картина произвела фурор на Каннском МКФ, получила «Золотую ветвь», а мировая кинокритика по достоинству оценила масштаб дарования Де Ниро.
Затем он снимался у Элиа Казана в экранизации романа Ф.С. Фитцджеральда «Последний магнат» (1976), где создал образ кинобосса Монро Стара, маниакально одержимого кинематографом и создающего фильмы вопреки невероятным препятствиям. Потом появилась неоднозначная эпическая драма «Охотник на оленей» (1978) режиссера Майкла Чимино. Роберт Де Ниро сыграл в ней Майкла Вронски – одного из трех американцев с русскими корнями, психика которых подорвана войной во Вьетнаме.
Второй «Оскар»
После непродолжительного отсутствия артист снова – на съемочной площадке Скорсезе, своего крестного отца в киномире. На этот раз актер неожиданно появляется… в мюзикле. Герой картины «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) Джимми Дойл – талантливый, но непризнанный саксофонист, вынужденный играть в заурядном ночном клубе. И здесь прослеживается шлейф пережитой войны: его импульсивность, повышенная нервозность обусловлена участием в боях Второй Мировой.
Новый взлет Де Ниро произошел после выхода на экраны жесткой драмы «Бешеный бык» (1980). В ней он сыграл реального боксера Джейка ЛаМотту. Причем в двух его ипостасях: на пике славы и много лет спустя, когда он постарел, утратил былую форму и ударился в теневой бизнес. Фильм смело вскрывает неприглядность подковерных интриг американского спорта. Артист сумел выразить всю сложность характера сильного, амбициозного и крайне неуравновешенного героя. Благодаря этому образу в творческой биографии Де Ниро появились «Золотой глобус» и еще один «Оскар».
Заложник амплуа
Так часто бывает в кино: однажды удачно сыграв в фильме того или иного жанра, актер оказывается заложником созданного типажа. Продюсеры и режиссеры, не желая рисковать, начинают эксплуатировать его талант, предлагая роли-двойники. Несмотря на яркую игру в психологических драмах, комедиях, мюзикле, не избежал этой участи и Роберт. За ним прочно закрепилось амплуа негодяя.
В 80-90-е годы экранная галерея криминальных типов, созданных им, пополнилась множеством новых персонажей. Большой успех имела сага Серджо Леоне «Однажды в Америке» (1984). Восторг зрителей вызвал Де Ниро – еврей Дэвид по кличке «Лапша», колоритный вор, убийца, гангстер, всю жизнь скрывающий свое темное прошлое. Актер создал глубокий, многоплановый и противоречивый образ. Его герой – законченный циник, но он испытывает чувство вины за совершенные преступления, и ему нельзя отказать в отрицательном обаянии.
Совсем не похож на Дэвида другой негодяй – Джеймс Конвей из криминальной ленты Скорсезе «Хорошие парни» (1990). Для этой роли Де Ниро сумел найти иные выразительные средства. Под маской благообразной добродушности скрывается подлинная сущность Конвея. Это жестокий, хладнокровный эгоист, с детства мечтавший любой ценой попасть в мир богатых гангстеров, живущих на широкую ногу.
В следующем фильме Скорсезе «Казино» (1995) актер перевоплотился в Сэма Ротстина, управляющего игорным домом в Лас-Вегасе. На самом деле это подставной тип, известный среди мафиози как грозный воротила по кличке «Туз». Артист создал реалистичный и психологически тонкий портрет крупного мошенника.
Однако Роберта Де Ниро стала тяготить одноплановость амплуа. Сыгранные им роли были настолько яркими и убедительными, что его имя ассоциировалось только с образами гангстеров. Кстати, это обстоятельство впоследствии осложнило его жизнь. Он, имеющий итальянские корни, не смог получить гражданство Италии с первого раза. Премьер-министр страны Сильвио Берлускони мотивировал отказ тем, что артист своими ролями компрометирует имидж выходцев из Апеннин, осевших в США. Лишь в 2006 г. Де Ниро все-таки получил долгожданный паспорт.
Актер стал отказываться от ролей гангстеров. Но его появление в образах то конкистадора Мендоза из «Миссии» (1986), то монстра из фантастической ленты «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994) не были признаны удачными. Намного успешнее проявился комедийный дар артиста.
После фильма «Плутовство» (1997) последовали ленты иного плана: «Анализируй это», «Военный ныряльщик», «Знакомство с родителями», «Шоу начинается», «Знакомство с Факерами», «Однажды в Голливуде», «Старый Новый год», «Мой парень – псих» и др. Однако параллельно актер все-таки продолжал сниматься и в криминальных картинах. Не все комедии с его участием равноценны. Не оправдал надежд зрителей, например, фильм «StarПерцы» (2013), несмотря на то, что партнерами Де Ниро выступили Майкл Дуглас и Морган Фриман.
Актер удивляет зрителей неувядаемым творческим долголетием. Достигнув почтенного возраста, он снимается даже чаще, чем в пору своей зрелости. Пробовал себя мэтр американского кино и в режиссуре, поставив две кинодрамы. Это «Бронксская история» (1993) и «Ложное искушение» (2006). Однако обе картины большого успеха не имели. Артист продюсировал свыше 30 фильмов. И все же заслуженное признание он получил как выдающийся актер.
За десятилетия своей творческой жизни Роберт Де Ниро сыграл более сотни ролей и не намерен уходить на размеренный отдых пенсионера. Артист стал совладельцем кинофирмы «TriBeCa Productions». Картины, в которых он намерен сниматься, анонсируются на годы вперед.
Авторитет актера в кинематографических кругах очень высок. Он возглавлял жюри XV Московского МКФ (1987), LXIV Каннского МКФ (2011). Был многократно номинирован на премии Гильдии актеров США, Британской киноакадемии, EMMI. Фильм «Знакомство с родителями» отмечен наградой телеканала MTV.
Призы и премии Де Ниро за вклад в развитие мирового кинематографа:
- «Золотой лев» (Венецианский МКФ, 1993);
- «Святой Георгий» (Московский МКФ, 1997);
- «Donostia» (МКФ в Сан-Себастьяне, Испания, 2000);
- «Золотой орел» (Национальная награда Российской киноакадемии, Москва, 2006);
- Специальный приз (МКФ в Карловых Варах, Чехия, 2008);
- «Золотой глобус» (Лос-Анджелес, США, 2011).
Актерский стиль
Экранные образы Де Ниро убедительны, поскольку глубоко реалистичны и многогранны. Сильное влияние оказали на него уроки сценического мастерства, полученные в молодости у известного педагога Стеллы Адлер, последовательницы системы К.С. Станиславского. Актер тоже стал приверженцем принципов, изложенных великим реформатором русского театра. Важнейший из них – не ограничиваться внешними чертами героя, постигать глубины его души, создавать сложный психологический рисунок роли.
Де Ниро всегда руководствуется знаменитой формулой Константина Сергеевича: «Играешь злого – ищи, где он добрый». Именно поэтому образы негодяев в исполнении американского актера столь объемны, жизненно правдивы и, наделенные отрицательным обаянием, производят сильное впечатление.
Станиславский беспощадно искоренял принцип «вообще» в искусстве, считая, что в процессе создания роли не может быть мелочей. Хрестоматийным примером углубленного постижения человеческого характера стала его работа над образом Сатина в спектакле по горьковской пьесе «На дне». Не один день Константин Сергеевич провел в московской ночлежке и тесно общался с бездомными босяками.
Таков и Де Ниро, яростный противник приблизительности в актерской игре. Он предельно точен в изображении своих персонажей, особенно имевших реальных прототипов. Об этом свидетельствуют многочисленные факты:
- готовясь сыграть Вито Корлеоне в фильме «Крестный отец-2», актер полетел из США в Италию и общался с сицилийцами, записывал разговоры с ними на магнитофон, чтобы освоить местный диалект;
- перед фильмом «Бешеный бык» освоил приемы бокса, а к моменту съемок постаревшего героя растолстел более чем на 20 кг;
- для образа Ллойда Баркера в ленте «Кровавая мама» он сбросил 13,5 кг; в перерывах между съемками дублей эпизода на кладбище спал в вырытой могиле, чтобы не выйти из образа;
- для исполнения роли Аль Капоне в картине «Неприкасаемые» снова набрал избыточный вес;
- готовясь к съемкам фильма «Таксист», получил водительские права и несколько недель развозил нью-йоркцев по ночному городу, а также изучал симптомы психически больных людей и общался с американскими солдатами, воевавшими во Вьетнаме;
- для участия в картине «Нью-Йорк, Нью-Йорк» обучился игре на саксофоне;
- в ходе подготовки к роли вора Марио в фильме «Банда, которая не могла стрелять прямо» украл в универмаге две сорочки, спрятав их за пазуху, но был пойман и арестован;
- в «Охоте на оленей» все каскадерские трюки исполнял сам; кадр падения в реку с высоты 9 м переснимали 30 раз…
Прототип роли Дж. Конвея из картины «Славные парни» – реальный преступник Дж. Берк – пришел в неописуемый восторг, узнав, что его сыграет Де Ниро. Гангстер позвонил артисту из тюрьмы и даже выдал несколько советов. Во время съемок актер доводил консультантов фильма до приступов ярости своими расспросами о штрихах поведения изображаемого персонажа – вплоть до того, как он прикуривает сигареты. А ранее постановщик киноленты «Бразилия» Т. Гиллиам откровенно признался: актер настолько подробно изучал характер и повадки своего героя Гарри, что режиссеру порой хотелось его задушить…
Личная жизнь
Происхождение, детство и отрочество
Артист – коренной житель Нью-Йорка, его самого любимого города. Здесь он родился в военном 1943 г., 17 августа, в семье художников. Кроме живописи, отец актера Де Ниро Роберт-старший увлекался архитектурой и поэзией. Появившийся на свет Роберт де Ниро-младший (Robert De Niro, полное имя – Robert Mario De Niro Junior) в 2 года от роду остался на попечении матери, поскольку брак родителей распался. По некоторым сведениям, из-за нетрадиционной сексуальной ориентации папаши.
Отец был метисом итальянского и ирландского происхождения. Мать будущей кинозвезды была наполовину немкой, но в ее богатой родословной прослеживались французские, еврейские, голландские, английские корни. Сам артист считает себя в равной мере и американцем, и итальянцем.
После развода его мать оставила занятие живописью, начала редактировать рукописи и позже открыла небольшое собственное издательство. На воспитание сына у нее оставалось мало времени, поэтому Роберт Де Ниро в молодости испытал сильное влияние улицы. Хотя они с матерью жили в центре Манхеттена, но их район Гринвич-Виллидж, прозванный «Маленькой Италией» из-за компактного проживания эмигрантов с Апеннин, имел недобрую славу.
К бледнолицему подростку прочно приклеилась уничижительная кличка «Бобби-молоко». Кто бы мог подумать, что этот тщедушный пацан в будущем будет боксировать на экране вместе с самим Сталлоне!.. Мальчик быстро оказался в зависимости от крепко сбитых, отпетых хулиганов. С 13 лет он орудовал вместе с ними в уличной группировке, частенько попадая в поле зрения полицейских.
Много позже артист признался в одном из своих интервью, что почти все его подельники к 17 годам сидели за решеткой. За то, что Де Ниро избежал такой же участи, он должен благодарить отца. Тот после развода переехал в другой район, но жил неподалеку и не оставлял без внимания подрастающего сына. Не раз он вытаскивал его из подсудных передряг и наставлял на путь истинный. Так отнюдь не радужно начиналась биография Роберта Де Ниро, кинозвезды мировой величины. Именно в детстве и отрочестве следует искать истоки глубинного понимания актером нутра криминального авторитета.
Подросток сменял одну за другой общественные и частные школы. Роберт-старший хотел, чтобы его сын стал художником. Но Бобби не удавалось изображать предметы с натуры, хотя бы отдаленно напоминающие оригиналы. В воспитательных целях отец регулярно водил его в кинотеатр на хорошие фильмы. К счастью, у мальчика появился интерес к актерству, когда он пошел в драмкружок и успешно сыграл Трусливого льва в «Волшебнике из страны Оз». Выступая на сцене, он стремился избавиться от своей излишней застенчивости.
Вскоре Роберт настолько влюбился в театр и кино, что оставил подготовительный класс и в 16 лет отправился на актерские курсы Стеллы Адлер, а потом в престижную театральную школу Ли Страсберга. Знаменитые педагоги дали ему путевку в творческую жизнь.
Подруги и жены Де Ниро
У актера – одна, но пламенная страсть: к темнокожим красавицам. Первый раз актер женился в возрасте Христа, взяв в жены певицу и актрису Дайэнн Эбботт. Ее дочку от предыдущего брака Дрену он удочерил. Союз продержался 12 лет. Роберт не отличался супружеской верностью, причем никогда не скрывал наличия подруг: «Они сами прыгают мне на шею!»
Через два года после женитьбы на Дайэнн он влюбился в темнокожую модель Туки Смит. Плодами этого брака после развода Де Ниро с Эббот стали двое сыновей, зачатых методом ЭКО, которых выносила суррогатная мать. Но и Туки не была единственной пассией Роберта.
Голливудский донжуан влюбился в 22-летнюю Уитни Хьюстон. Тогда талантливая певица только становилась звездой шоу-бизнеса. Они хотели пожениться, но ее родители были категорически против этой свадьбы, поскольку Уитни годилась Роберту в дочери.
Де Ниро был первой любовью супермодели Наоми Кэмпбелл, которую он легко «увел» у боксера-тяжеловеса Майка Тайсона. Роман продлился около 6 лет. Однако актер оставил свою подругу, устав от бурных приступов ревности.
Его третьей женой стала бывшая стюардесса Грейс Хайтауэр. Познакомились они еще в 1987 г., а заключили брак лишь десятилетие спустя. Но через пару лет расстались – тоже на почве ревности. В 2004 г. состоялось их примирение. Однако недавно СМИ сообщили, что супруги уже много лет не живут вместе и намерены официально объявить о разводе. Явно предпочитая жгучую привлекательность мулаток, актер не обделял вниманием и белокожих красавиц. Пресса долго судачила о том, что его отношения с женой существенно испортились из-за романа с Моникой Беллуччи.
Де Ниро – многодетный отец, у него 6 детей от разных браков. Ко всем ним он относится заботливо, опекает их и щедро одаривает. А с удочеренной Дреной артист даже снялся в нескольких фильмах.
Общественно-политическая жизнь
В биографии Роберта Де Ниро актерская карьера играет главную, но не единственную роль. Он не был бы стопроцентным американцем, если б хоть немного не занимался бизнесом. В этой сфере его деятельность тоже успешна. Артист – владелец нескольких отелей, а также ресторанов Nobu, два из которых работают в Москве.
Энергии кинозвезды хватает и на общественно-политическую деятельность. В 1998 г. Де Ниро был участником движения в Конгрессе США против импичмента Билла Клинтона. В 2008 г. поддерживал кандидатуру Барака Обамы на президентский пост. Стал яростным критиком Дональда Трампа, публично называя его «жуликом», «идиотом» и «национальной катастрофой» страны.
Актер выступает против добычи сланцевой нефти в акциях экологической кампании Йоко Оно «Артисты против фрекинга». Требует создания безопасных вакцин, не содержащих соединений ртути. Активно участвует в развитии островного государства-курорта Антигуа и Барбуда.
Де Ниро провел благотворительный фестиваль для детей жертв теракта 11 сентября 2001 г. С этой же целью снялся в нескольких посредственных кинолентах и передал им заработанные гонорары. Артист материально поддерживает семьи погибших нью-йоркских полицейских. Копов, с которыми он так яростно боролся на экране…
Источник: