Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Содержание

  • 1 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»
  • 2 Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • 3 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
  • 4 Перечень сведений, составляющих государственную тайну
  • 5 Степень секретности сведений, составляющие государственную тайну
  • Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

    Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

    Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

    Государственную тайну составляют:

    1) сведения в военной области:

    о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

    о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

    2) сведения в области экономики, науки и техники:

    о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

    об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

    об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

    о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

    о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

    [1]

    3) сведения в области внешней политики и экономики:

    о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

    об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

    о методах и средствах защиты секретной информации;

    об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

    о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

    о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

    о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

    о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности;

    о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее защищенности от компьютерных атак.

    • Другие нормативно-правовые акты:
    • Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
    • Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»
    • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
    • Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»
    • Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»
    • Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»
    • Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3

    ‘>Типовое положение об органе по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации

    Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. N 3

    Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    См. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203

    Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

    См. комментарии к статье 5 настоящего Закона

    Государственную тайну составляют:

    1) сведения в военной области:

    о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

    Читайте также  Инвентаризация резерва на оплату отпусков

    о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

    2) сведения в области экономики, науки и техники:

    о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

    об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

    об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

    о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

    о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

    3) сведения в области внешней политики и экономики:

    [2]

    о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

    об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

    о методах и средствах защиты секретной информации;

    об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

    о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

    о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

    о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

    о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности;

    о мерах по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее защищенности от компьютерных атак.

    См. Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в РФ, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928

    См. также Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443

    16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

    Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

    Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

    Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

    Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

    В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

    Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

    Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

    Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

    16.8. Защита государственной тайны

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К органам защиты государственной тайны относятся:

    Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

    органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

    органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

    Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

    Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

    Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает для принимающих такое решение: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

    Читайте также  Согласована «дорожная карта» для рынка ипотечных ценных бумаг

    согласие на частичные, временные ограничения их прав (права вы езда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

    письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

    определение видов, размеров и порядка предоставления льгот; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

    принятие решения руководителем органа государственной власти предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

    При решении вопроса о допуске к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

    Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются льготы:

    процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

    преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

    Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к этим льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

    Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

    Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

    Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

    Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о, неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи г исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

    Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

    Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут быть:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за Государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

    наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

    выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

    уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

    Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

    Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в установленных законодательством о государственной тайне случаях.

    Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению сведений, составляющих государственную тайну.

    Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

    Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лиц или гражданина к сведениям, составляющим государственную таит устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

    Руководители органов государственной власти, предприятии, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выпои нения его должностных (функциональных) обязанностей.

    Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с государственной тайной, созданием средств защиты информации, а также с выполнением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

    Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

    Перечень сведений, составляющих государственную тайну

    (в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2006 N 90, от 24.12.2007 N 1745, от 08.04.2008 N 460, от 30.04.2008 N 654, от 28.07.2008 N 1129, от 06.09.2008 N 1316, от 18.05.2009 N 565, от 10.06.2009 N 640, от 30.09.2009 N 1088)

    1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

    2. Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

    3. В настоящем перечне используются следующие понятия:

    «военная техника» — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    «военные объекты» — боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;

    «войска» — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», а также подразделения связи специального назначения;

    «вооружение» — средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    «дислокация объекта» — совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;

    «инфраструктура экономики Российской Федерации» — отрасли экономики Российской Федерации, функционирующие в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    «объекты административного управления» — создаваемые заблаговременно по решению руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения, предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующего органа управления в период мобилизации и в военное время;

    «объекты ядерного комплекса» — сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

    «режимные объекты» — объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

    Читайте также  Совместимость Нурофена и Анальгина

    4. В пунктах 32-35, 37 и 44 настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

    5. В пунктах 38-40 настоящего перечня указаны стратегические виды сырья, материалов и топлива, списки (перечни) которых формируют в пределах своей компетенции и по взаимному согласованию государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

    6. В настоящем перечне:

    [3]

    при перечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом «и» перед последней категорией сведений к государственной тайне относятся все сведения в совокупности;

    при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности;

    сведения, перечисленные после союза «а также», являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.

    Степень секретности сведений, составляющие государственную тайну

    Сведения, составляющие государственную тайну, разделяются по степеням секретности: сведения особой важности (высшая степень секретности), совершенно секретно, секретно (низшая степень секретности).

    Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности РФ, вследствие неправомерного распространения указанных сведений. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением правительства от 04.09.95 №870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Утверждение названных правил обеспечило единство подхода к оценке тяжести ущерба от распространения сведений, составляющих государственную тайну, и определение на её основе степеней секретности сведений. Названные правила разработаны в соответствии с законом РФ от 21.07.93 №5485-1 «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной власти и Государственной корпорацией по атомной энергетике «Росатом», руководство которой наделено полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

    При разработке или развертке сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются.

    Пункт 2 названных правил определяет развёрнутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию:

    «должен определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура — учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

    Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

    Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

    Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати».

    Пункт 3 названных правил устанавливает:

    «Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

    К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

    К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

    К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности».

    Руководители органами государственной власти и Государственной корпорации «Росатом», наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организовали разработку развёрнутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и несут персональную ответственность за принятые ими решения по целесообразному отнесению конкретных сведений к конкретным степеням секретности. Для разработки проектов таких перечней в органах государственной власти и в Государственной корпорации «Росатом», руководители которой наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, создали экспертные комиссии, в состав которых включили компетентных специалистов, работающих со сведениями, составляющим государственную тайну. В ходе подготовки проектов названных перечней названные экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными названным законом РФ, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов власти, предприятий, учреждений и организаций, с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    Обоснование необходимости отнести сведения к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственником этих сведений и оформляется в виде предложения для включения в проект соответствующих сведений.

    Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, восстанавливаются по взаимному согласию между этими органами.

    В развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, разработанный органом государственной власти или государственной корпорацией «Росатом», могут быть включены сведения, которые получены или разработаны другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями или организациями, гражданами, не состоящих в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, разработавшему названный перечень.

    Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между разработчиком развернутого перечня сведений, подлежащего засекречиванию, и собственником, включаемых в него сведений. Проект развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, разработанный экспертной комиссией, представляется на утверждение руководителю органа государственной власти или государственной корпорации «Росатом», наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания названного перечня.

    В настоящее время действует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденный Президентом Российской Федерации от 16.04.2005 №151-рп.

    Утвержденные развернутые перечни сведений, подлежащих к засекречиванию в целях координации работ по защите государственной тайне, отправляются в межведомственную комиссию по защите государственной тайны. После утверждения и направления в названную межведомственную комиссию развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, доводятся до:

    • — органов государственной власти, органов местного самоуправления по запросу в части их качающейся.
    • — предприятий, учреждений и организаций действующих в сфере ведения органов государственной власти и Государственной корпорации «Росатом» в части их касающейся по решению должностного лица, утвердившего перечень.
    • — предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, объёме, определяемом заказчиком этих работ.

    Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, получившие развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию, или выписку из того перечня доводит полученный перечень или выписку из него до работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну в части их касающейся.

    Развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации) передаче сведений, составляющих государственную тайну другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники, и такое прочее, но не реже чем через 5 лет.

    Пересмотр названных перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка. Предложение по внесению дополнительных изменений в развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, направляются руководителем соответствующего органа государственной власти или Государственной корпораций «Росатом», утвердившем эти перечни. Названные руководители обязаны в течении трех месяцев с даты получения организовать их проведение экспертизы поступивших предложений, и принять соответствующее решение.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители, органы государственной власти и Государственная корпорация «Росатом» направляют проект соответствующего решения с обоснованием в межведомственную комиссию по защите государственной тайны для оценки и принятия решения.

    Источники

    1. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
    2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
    3. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
    4. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.
    5. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

    Перечень сведений, составляющих государственную тайнуОценка 5 проголосовавших: 1 Владимир Солодовников

    Опытный юрист с 10 летним стажем.

    Образование: ЗСФ РГУП – Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия(г. Томск).

    Место работы: частная компания в г. Санкт-Петербург.

    Источник: zolotaya-zvezda.ru

  • Полная жизнь