За дерзкую попытку взмыть к звездам легендарный Икар поплатился жизнью. Успешно осуществить первый полет в космос суждено было не древнегреческому герою, а простому земному человеку. Им стал россиянин Юрий Алексеевич Гагарин.
День всеобщего ликования
Сегодня каждый школьник знает, в каком году полетел в космос человек и чем знаменит Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 г. вошло в историю земной цивилизации как дата прорыва в неведомый заоблачный океан. В тот знаменательный день совершил старт с космодрома Байконур корабль «Восток-1», на борту которого находится человек. Совершив виток вокруг планеты, Юрий Алексеевич Гагарин через 108 минут благополучно возвратился на Землю.
Глава Советского государства Н.С. Хрущев устроил грандиозную встречу первого космонавта в Москве. Он настоял, чтобы Гагарину Ю.А., в биографии которого фигурировал скромный чин старшего лейтенанта, было досрочно присвоено звание майора, хотя летчику полагалось стать лишь капитаном. Так что все сообщения ТАСС сопровождались информацией о полете в космос «майора Гагарина».
14 апреля самолет с героем в сопровождении эскорта истребителей пролетел над Красной площадью и приземлился во Внуково. Кинохроника запечатлела исторические кинокадры: в аэропорту Гагарин шагает под звуки авиамарша по алой ковровой дорожке, направляясь к Хрущеву.
Вдруг присутствующие замечают: на ботинке космонавта по пути развязался шнурок! Люди взволнованы: хоть бы не споткнулся и не упал… Юрий Алексеевич не мог нарушить торжественность момента и продолжал шествовать как ни в чем не бывало. По-прежнему четким шагом он дошел до правительственной трибуны и отрапортовал о выполненном задании Родины.
Потом нескончаемая вереница автомашин проследовала из аэропорта к Красной площади. Здесь состоялся митинг, быстро превратившийся в многочасовое стихийное ликование. Н.С. Хрущев обнародовал Указ о присвоении Юрию Алексеевичу званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В те дни многие родители появившимся на свет мальчикам давали имя Юрий…
Первый полет в космос был величайшей сенсацией XX века. Отныне девиз «Per aspera ad astra» («Через тернии – к звездам»), приписываемый древнеримскому философу Сенеке, стал реальностью, а 12 апреля – Всемирным днем авиации и космонавтики.
Земляне хотели видеть живого небожителя. Всех интересовало, сколько лет Гагарину, как он выглядит, как говорит… Через месяц после полета едва восстановившегося космонавта отправили с миссией мира в зарубежное турне. Путешествие оказалось гораздо более длительным, чем предполагалось, ведь ему предстояло посетить три десятка стран.
«Gagarin!» – ликовали чехи, словаки, болгары, поляки.
«Gagarin!» – аплодировали финны и англичане.
«Gagarin!» – восторженно скандировали кубинцы и канадцы.
«Gagarin!» – горячо выкрикивали египтяне.
«Gagarin!» – преклонялись перед космонавтом индийцы…
Двадцатисемилетний Юрий Гагарин стал всемирным кумиром. Прикоснуться к нему, обнять космонавта, сфотографироваться с ним считали для себя честью революционер Че Гевара, королева Англии Елизавета II, кинозвезда Джина Лоллобриджида, президенты многих стран.
День всеобщего траура
Но через 7 лет после прорыва в космос мир облетело страшное известие: погиб Юрий Гагарин! Дата смерти всеобщего любимца 27 марта 1968 г. острой болью отозвалась в сердцах миллионов землян. Люди сокрушались: умереть так рано, в 34 года, в самом расцвете сил…
В тот трагический день Ю.А. Гагарин отправился в учебный полет, которым руководил многоопытный инструктор В.С. Серегин. Государственная комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины авиакатастрофы, составила отчет, состоявший из 29 томов.
Ее члены подписались под заключением, которое гласило: экипаж самолет погиб, совершив в сложных метеоусловиях рискованный маневр, из-за чего МиГ-15УТИ, оказавшись слишком близко от земли, вошел в пике. Произошло это во Владимирской области, недалеко от деревни Новоселово.
Однако причины катастрофы окончательно не доказаны по сей день. Но дефицит достоверной информации всегда порождает как правдоподобные версии, так и невероятные домыслы. Ходили слухи, что самолет был со скрытыми дефектами, хотя в ходе расследования никаких технических неисправностей специалисты не выявили. Поговаривали, будто летчики отправились в полет наутро после дружеской вечеринки, однако в анализах крови погибших следы этанола отсутствовали. Некоторые даже объясняли катастрофу вмешательством спецслужб или инопланетян…
Но подобные домыслы не выдерживают никакой критики. Много позже, когда некоторые документы Госкомиссии были рассекречены, появилась новая версия авиакатастрофы. Ее причиной был назван метеорологический зонд, оказавшийся на пути следования пилотов. В условиях сильной облачности они предприняли слишком резкий маневр, чтобы уклониться от стремительно приближавшейся угрозы, и самолет вошел в штопор.
Согласно другой версии, трагедия была спровоцирована внезапным появлением истребителя Су-15, который нарушил полетный режим и спустился недопустимо низко, до высоты всего 450 м. Возник риск столкновения самолетов.
Чтобы избежать крушения, истребитель на сверхзвуковой скорости резко взмыл вверх, пролетев буквально в 10-15 м от МиГ-15УТИ. Оказавшись в мощном вихревом потоке, он перевернулся и вошел в спиральное вращение. Выйти из него Серегин с Гагариным не успели, поскольку самолет летел слишком низко. Поздно было и катапультироваться. Однако и эта версия остается недоказанной…
Тела погибших кремировали, и урны с прахом летчиков были захоронены со всеми воинскими почестями в Кремлевской стене. Переживая гибель Ю.А. Гагарина как невосполнимую утрату, правительство СССР объявило в стране национальный траур, который соблюдается лишь в случае смерти главы государства.
Говорят, когда человек умирает, в его сознании, словно кадры ускоренной киносъемки, стремительно проносится вся жизнь: детство, молодость, зрелые годы. И всплывают лица дорогих сердцу людей…
Детство космонавта
9 марта 1934 г. – дата рождения Гагарина. Многие источники указывают, что Юрий Алексеевич появился на свет в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района, который до 1937 г. входил в обширную Западную область с центром г. Смоленск. Но в Википедии уточняется: на самом деле место рождения космонавта – г. Гжатск (ныне г. Гагарин). Хотя семья действительно жила и была прописана в Клушино, роды проходили в районной больнице.
На первой же после полета в космос пресс-конференции иностранные репортеры полюбопытствовали: кто космонавт по происхождению, не потомок ли древней княжеской династии Гагариных. В вопросе скрывалась политическая подоплека, ведь некоторые из них жили в США. Удивленный космонавт улыбнулся и ответил, что о князьях-сородичах никогда и слыхом не слыхивал. Биография Гагарина Юрия Алексеевича похожа на анкеты миллионов простых советских людей.
Его мать была дояркой, а потом Анна Тимофеевна стала заведующей молочно-товарной фермой. Отец Алексей Иванович слыл мастеровитым плотником и столяром. Словом, Гагарин родился в обычной крестьянской семье. У Юрия было три брата и сестра. Сам он по старшинству был третьим ребенком в семье.
В первый класс семилетний Юра пошел в военном 1941 г. Но проучился он всего полтора месяца, потому что его родную деревню оккупировали фашисты. Они заняли добротный дом Гагариных, выгнав семью на улицу. Алексей Иванович вырыл крохотную землянку, утеплил, как мог, соорудил печку, и там они ютились почти полтора года.
На всю жизнь мальчик запомнил страшные эпизоды оккупации. Как гитлеровцы с побоями выгоняли отца на работы… Как матери бежали за машиной, увозившей в Германию детей, среди которых были его брат и сестра…
Учиться Юра продолжил весной 1943 г., когда наши войска выбили немцев из Клушино. А с наступлением мира семья перебралась в Гжатск. В городе подросток окончил 6 классов и, несмотря на уговоры родителей получить семилетнее образование, надумал ехать в Москву, где жил его дядя Савелий Иванович. Парень интуитивно чувствовал в себе скрытые силы, нереализованные способности. Ему было тесно в маленьком Гжатске, откуда он хотел вырваться, чтобы попытать счастья в столице.
Из литейщиков – в летчики
В 1951 г. Юрий окончил одновременно ремесленное училище и семилетку в Люберцах. Освоив сразу две профессии – литейщика и формовщика, молодой специалист решил совершенствовать свое мастерство в Саратовском индустриальном техникуме. Переезд в город на Волге оказался для Гагарина судьбоносным, ведь здесь работал крупный аэроклуб ДОСААФ.
Кто из мальчишек не мечтал в детстве стать отважным капитаном или летчиком! Юрий, как и многие его сверстники, с упоением читал романы Жюля Верна, Герберта Уэллса и в душе был романтиком. В аэроклубе состоялся первый самостоятельный полет Гагарина на самолете ЯК-18. Здесь, в Саратове, Юрий окончательно понял: его призвание – не литейное дело. Но он не бросил учебу, а получил диплом с отличием. В свободное же от занятий время один из лучших физкультурников учебного заведения и секретарь ДСО «Трудовые резервы» мчался в аэроклуб, где совершил 196 полетов.
После окончания техникума Юрий Алексеевич стал курсантом военного училища летчиков имени К.Е. Ворошилова в г. Чкалов (ныне г. Оренбург). Его назначили помкомвзвода. Но биография Ю.А. Гагарина отнюдь не была безоблачной.
В казарме он познал, что такое дедовщина. Не всем понравилась его бескомпромиссная требовательность. Сговорившись, несколько подчиненных жестоко избили своего сержанта, и Юрий почти на целый месяц оказался в госпитале. Однако это не сломило Гагарина. Он не стал потом мстить своим обидчикам, а продолжал поддерживать с ними ровные уставные отношения, оставаясь при этом по-прежнему дисциплинированным и взыскательным.
По всем военным наукам у него были высшие оценки. Единственное, что никак не давалось Гагарину, – мягкая посадка самолета, который всякий раз, коснувшись полосы, «клевал» своим носом. Это считалось грубейшей, недопустимой ошибкой. Руководство уже было готово отчислить незадачливого курсанта, несмотря на все его страстные заверения и мольбы.
Однако помог Его Величество случай: начальник училища как-то обратил внимание на «наполеоновский» рост курсанта. Если у великого французского полководца он составлял 169 см, то у сержанта Гагарина – и вовсе 157 см. Но при таком росте у летчика существенно сужается угол обзора и ослабевает ощущение близости земли. Как только на сиденье положили высокую подстилку, Гагарин с легкостью овладел посадкой самолета и получил диплом с отличием.
После училища Юрий Алексеевич 2 года служил на Севере в истребительном авиаполку. Его профессиональный багаж пополнился в Мурманской области 265 часами полетов. Гагарин в конце службы был уже старшим лейтенантом и имел квалификацию военного летчика III класса.
Тропа в космос
В конце 1959 г. он узнал о том, что создан специальный Центр, где будет сформирована группа космонавтов, и подал рапорт с просьбой включить его кандидатом. Набрать должны были 20 претендентов. Юрий прошел чрезвычайно строгую медкомиссию и был признан годным для будущих полетов за пределы земного притяжения.
Затем предстояло получить «добро» от психологов. Претенденту нельзя было отказать в отличной памяти, сообразительности, усидчивости, боксерской быстроте реакций. Специалисты высоко оценили качества личности Гагарина. Сильную волю к победе и трудолюбие. Аккуратность и пунктуальность на грани немецкой педантичности. Дух коллективизма и ярко выраженное лидерство. Недаром с детства в сознание Юрия врезались слова прославленного летчика Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым».
Пройдя все обследования и тесты, кандидат стал готовиться к прыжку в неведомое. Окончательное решение, кого первым отправить в полет, зависело от мнения С.П. Королева. Главный конструктор ОКБ был убежден, что это должен быть летчик истребительной авиации. Комиссия отобрала шестерых претендентов. Год длилась их всесторонняя подготовка к полету. Кандидаты учились преодолевать мощные перегрузки, резкие перепады давления, сильные стрессы.
Из-за минимальных габаритов кабины корабля «Восток-1» были и строгие ограничения для летчиков: вес – не более 72 кг, рост – не выше 170 см. Вот тут-то как нельзя кстати оказался «наполеоновский» рост Гагарина и вес 68 кг. Кроме того, принимались во внимание партийность (Гагарин стал членом КПСС в 1960 г.), социальное происхождение, политическая подкованность и даже наличие обаятельной славянской внешности. Комиссия рекомендовала такую очередность участия кандидатов в полетах: Гагарин, потом Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.
В конце марта 1961 г. командиром отряда космонавтов был назначен Юрий Алексеевич Гагарин. Поскольку появилась секретная информация о том, что США 20 апреля намерены отправить в космос американца, правительство СССР торопило Королева. На закрытом заседании было решено: не позднее середины второй декады апреля полетит Гагарин с позывным «Кедр». Титов – его дублер.
«Поехали!»
Наступило историческое 12 апреля 1961 г. В 9 часов 7 минут «Восток-1» стартовал с платформы Байконура. Из уст космонавта прозвучало знаменитое «Поехали!»
Гагарин стал первым, кто увидел Землю из космической дали. Он поразился тому, насколько она красива. Об этом Юрий Алексеевич многократно рассказывал потом с непреходящим восторгом. Космонавт облетел вокруг планеты только один раз, и этот виток занял всего 1,5 часа. Но что пришлось ему пережить за полтора часа! Тогда об этом никто не знал – военная тайна. Шокирующие факты были преданы гласности много лет спустя.
Риск был велик. ТАСС подготовил варианты текста для сообщения по радио не только об успешном полете, но и о гибели космонавта. А сам Юрий Алексеевич написал прощальное письмо, которое должны были передать в случае его смерти жене Валентине Ивановне, дочерям Лене и Гале…
Трижды за 1,5 часа Гагарин оказывался на грани гибели. Он мог задохнуться, сгореть, утонуть. Из-за соперничества Советского Союза и США сроки подготовки эпохального проекта были минимальными. Инженеры были вынуждены использовать в конструкции «Востока» не самые лучшие, а наиболее простые и быстро реализуемые идеи. Некоторые из них не успели осуществить. Так, в корабле отсутствовала автоматика аварийного спасения космонавта во время старта. Не было системы мягкой посадки. Пришлось отказаться и от дублирования тормозной установки.
Первое ЧП случилось уже в самом начале полета. Из-за отказа системы радиоуправления двигатели третьей ступени ракеты-носителя не выключились, и «Восток» улетел на 100 км выше. Чтобы сойти с такой высоты, могло потребоваться минимум 20 дней, но запасы кислорода, воды, пищи, все системы жизнеобеспечения были рассчитаны лишь на 10…
А в конце полета, перед вхождением в слои атмосферы, «Восток-1» из-за сбоя в тормозной автоматике 10 минут совершал жуткие «кульбиты» со скоростью 60 оборотов в минуту. Вскоре из-за температуры в несколько тысяч градусов стала гореть обшивка корабля, и иллюминаторы закрыли струи расплавленного металла. Потом капсула с космонавтом никак не могла отделиться…
После катапультирования долго не открывался клапан для доступа воздуха в герметичном скафандре Гагарина, и он едва не задохнулся. Кроме того, приземлявшаяся капсула с космонавтом оказалась не под Сталинградом, как было запрограммировано, а под Энгельсом Саратовской области. Парашют стремительно нес Гагарина в Волгу, и в ледяной воде он мог утонуть. Только виртуозное управление стропами спасло его, и Юрий приземлился вдали от берега реки…
Тем не менее полетное задание было выполнено. Достойно и в полном объеме. Главное – было практически доказано, что человек далеко от Земли может жить и полноценно трудиться в условиях многократных перегрузок, невесомости, жесткой радиации. Космический полет Гагарина – беспрецедентный пример мужества и безграничности человеческих возможностей.
Цена всемирной славы
После триумфального 1961 г. из летной биографии Юрия Гагарина оказались вычеркнутыми целых 3 года. Ему казалось, что бесконечные поездки по городам и странам, протокольные и неофициальные встречи никогда не закончатся. Утомительными были и непременные застолья, из-за которых у Юрия Алексеевича стал расти животик. Он стремительно терял физическую форму, поскольку был лишен возможности регулярно тренироваться. При этом у него больше не было летной практики, поскольку он получал высшее образование в Военно-воздушной академии.
Кроме того, на него навалилось множество государственных и общественных нагрузок. Верховный Совет страны, ЦК комсомола, Международная академия астронавтики, Общества советско-кубинской дружбы и «Финляндия – СССР», газета «Красная Звезда» – голова шла кругом!..
Юрий Алексеевич с ужасом отмечал, как бездарно летит время, а ведь он уже разменял четвертый десяток лет! Космонавт стал заложником всемирной славы и ничего не мог изменить. Только подготовка к новому полету могла восстановить утраченную форму и летный опыт. Лишь в 1966 г. ему удалось добиться участия в проекте «Союз-1», и он наконец-то начал тренироваться.
Гагарина назначили дублером Владимира Комарова, которому предстояло первым опробовать усовершенствованный корабль. Но его полет окончился трагически. Поскольку вышла из строя солнечная батарея, выполнение задания пришлось прервать, и при спуске из-за дефекта в парашюте Владимир Михайлович погиб.
Первый вылет Гагарина после длительного перерыва состоялся лишь в конце 1967 г. Но не на космическом корабле, а на МиГ-17. Причем неудачно. Он сделал неправильный расчет на посадку и смог приземлиться только со второй попытки. Такую ошибку часто допускают низкорослые пилоты после продолжительного простоя.
Этот случай вызвал обеспокоенность высшего руководства за жизнь первого космонавта в случае повторной аварии. Гагарин нужен был как живое национальное достояние, поэтому высших чиновников больше устраивал его статус командира космонавтов, а не действующего пилота.
Юрий Алексеевич все прекрасно понимал, но не мог смириться и отчаянно сопротивлялся. После него уже слетали Титов, Николаев, Попович, в открытый космос вышел Леонов, а он… Гагарин был убежден: списывать его еще слишком рано! Не давала покоя заветная мечта: полететь на Луну.
Невидимый кратер
Ценой огромных усилий Юрий Алексеевич все-таки добился, чтобы его включили в состав экипажа корабля, который уже создавали для лунного проекта. Приблизить осуществление мечты могла только интенсивная летная практика.
Гагарин выбил у начальства согласие на восстановление его квалификации летчика-истребителя. Но судьба распорядилась иначе – наступил черный день 27 марта 1968 г., когда он отправился с Серегиным в свой последний полет…
Именем Гагарина названо множество улиц и площадей, самолет и корабль, ледник в Казахстане и хребет в Антарктиде. Но самым дорогим сердцу Юрия Алексеевича был бы, скорее всего, гигантский кратер диаметром 262 км. Его никогда нельзя увидеть с Земли. Кратер Гагарин находится на обратной стороне Луны.
Источник: